Виртуальное справочное бюро
(Государственная публичная историческая библиотека России)
всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
7345 7345 0 0 0

Каталог выполненных запросов

Архивное дело

Всего записей: 128
Вопрос: Добрый день,
какие сведения указывались в Предбрачных свидетельствах в 1880-1883 и 1917 годах? Где они хранятся в настоящее время?
Благодарю.
Ответ:
Здравствуйте!
По интересующей Вас теме было выявлено следующее:
Брачный обыск-предбрачное свидетельство - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы".
Хранятся такие документы в фондах духовных консисторий, приходских и полковых церквей, личных фондах.
Сведения приведены из издания:
Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информацию (XVI в. - 1917 г.) // Вестник архивиста. - 1998. - № 4. - С. 95 - 97.
Шифр книгохранения: Л304/23
Для получения более подробной информации также рекомендуем к самостоятельному ознакомлению следующие публикации:
Документы о браке и разводе // Генеалогическая информация в государственных архивах России: справ. пособие. - М., 2004. - С. 80 - 82.
Шифр СБ: У363 Методика/Г34
Кулаковская, О.Ю., Сахаров, И.В. "Брачные обыски": церковное брачное право - практика - архивные источники // Генеалогический вестник. - 2018. - Вып. 57. - С. 53 - 55.
Отдел периодики
Заказать копии вышеупомянутых изданий можно через службу Электронной доставки документов ГПИБ (ЭДД) (открыть ссылку)
Вопрос: Здравствуйте,
укажите, пожалуйста, какие постановления регламентуют условия получения документа о смерти репрессированного в ИТЛ в 1943 году?
Благодарю
Ответ:
Здравствуйте!
Как мы уже сообщали Вам ранее, необходимо обратиться с запросом в следующие учреждения:
- Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (Центральный архив МВД России): 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5. Телефон: (499) 745-79-90
- Информационный центр Управления внутренних дел субъекта Российской Федерации по месту вынесения приговора.
Вопрос: Уважаемые библиографы,

в какие учреждения следует обращаться для получения копий дел репрессированных в 1929, 1937 и 1942 годах?
Зараннее благодарю
Ответ:
Здравствуйте!
Как мы уже сообщали Вам ранее, необходимо обратиться с запросом в следующие учреждения:
- Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (Центральный архив МВД России): 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5. Телефон: (499) 745-79-90
- Информационный центр Управления внутренних дел субъекта Российской Федерации по месту вынесения приговора.
Для ознакомления с материалами дела необходимо предоставить документы, доказывающие Ваше родство с репрессированным лицом.
Вопрос: Уважаемые библиографы,
укажите, пожалуйста, какой Консистории принадлежали православные церкви Белева Тульской губернии?

Благодарю за Вашу сложную и нужную работу.

P.S:

В исповедные росписи входил отчет обо всех прихожанах, которые проживали на территории прихода

В этот отчет входил список всех прихожан, которые проживали на территории церковного прихода. В исповедальные росписи записывали все семьи целиком, кроме младенцев до 1 года.



Готовилось всегда два экземпляра такой работы. Один оставался для хранения в церкви, а другой отправляли в консисторию, где эту ведомость подшивали в дело вместе с отчетами других соседних приходов, например, приходам одного и того же духовного правления.
Ответ:
Здравствуйте!
Тульская духовная консистория была учреждена на основании утвержденного 16 октября 1799 г. доклада Святейшего Синода "О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий" (Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 25. С. 813 - 821, № 19156). Ликвидирована в 1918 г. согласно Декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Границы Тульской епархии совпадали с границами Тульской губернии.
Фонд Тульской духовной консистории хранится в Государственном архиве Тульской области (Фонд 3, 69653 ед. хр., 1753 - 1921 гг.). Включает метрические книги и дела о выдаче метрических справок.
Описание фонда приведено в издании: Государственный архив Тульской области: путеводитель. Ч. 1. - 2-е изд., перераб. и доп.- Тула, 2001. - С. 393 - 396. Копию страниц Вы можете заказать в нашей службе электронной доставки документов (открыть ссылку).
Вопрос: Уважаемые библиографы,

куда следует обращаться за получением Свидетельства о смерти, репрессированного и погибшего в 1943 году в Сиблаге жителя Южи?

Благодарю за помощь.
Ответ:
Здравствуйте!
Рекомендуем обратиться с запросом в Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (Центральный архив МВД России): 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5. Телефон: (499) 745-79-90.
Если требуется получение повторного свидетельства о смерти ранее реабилитированного лица, необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту получения первичного свидетельства.
Вопрос: Уважаемые библиографы,

подскажите, пожалуйста, адрес и название учреждения( в настоящее время) бывшего 1 Спецотдела НКВД СССР ,в который направлялся один из двух экземпляров акта медицинского осмотра умершего в лагере или ИТЛ осужденного-заключенного.
Благодарю Вас за Ваш поиск, помощь , терпение.
Ответ:
Здравствуйте!
Рекомендуем обратиться с запросом в Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (Центральный архив МВД России): 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5. Телефон: (499) 745-79-90.
Вопрос: Уважаемые библиографы,
прошу прошения за причиняющие Вам хлопоты . Я получила этот ответ и прошу Вас уточнения :
"... метрических книг до их замены в 1918 г. советской системой записи актов гражданского состояния."
А значит ли это утверждение, что лицо, имеющее Метрику, должен был ее сменить в 1918 году ?
Получали ли дети рожденные в августе 1918 года "Свидетельство о рождении"?

Приношу Вам свои извинения за беспокойство.


какие документы, удостоверяющие личность рожденных в 1883 и 1918 годах, выдавались после Октября 1917 года?
Благодарю
Ответ:
Здравствуйте!
Для лиц, рожденных до 1917 г., основным документом была метрическая выпись (метрическое свидетельство)- копия с записи в метрической книге о рождении. Заверялась служителем культа (настоятелем правосл. храма, муллой, ксендзом, пастором, раввином) и церк. старостой, а в особо важных случаях - вышестоящим органом соответствующей духовной конфессии. Как вид документа просуществовала с момента введения в 1702 г. метрических книг до их замены в 1918 г. советской системой записи актов гражданского состояния.
После 1917 г. выдавалось свидетельство о рождении (существует по настоящее время) - личный документ, являющийся свидетельством государственной регистрации акта гражданского - факта рождения ребенка. Введено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 дек.1917 года. Имело трафаретную форму. Заполнялось сотрудником отдела ЗАГС, подписывалось его руководителем.
Ответ:
Здравствуйте!
Ваш запрос носит очень узкий характер и находится вне сферы компетенции Виртуального справочного бюро. Рекомендуем обратиться с запросом в Министерство юстиции Российской Федерации (открыть ссылку).
Вопрос: Уважаемые библиографы,

в каких церковных документах, кроме Метрик, указывались сведения о рождении в 1883-1917 годах?
Ответ:
Здравствуйте!
Как было указано в ответах на Ваши запросы № 4471 и № 4478, основным документом была метрическая выпись (метрическое свидетельство) - копия с записи в метрической книге о рождении.
Вопрос: Здравствуйте уважаемые библиографы,

укажите ,пожалуйста, где регистрировались и крестились жители Иркутской области в 1881 1906 годах? Хранятся ли и в каких учреждения такие документы?
Благодарю.
Ответ:
Здравствуйте!
Акты гражданского состояния (рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления и удочерения, установления отцовства, смены имени, отчества, фамилии) в дореволюционной России регистрировались в метрических книгах, которые велись приходскими церквями. Метрические книги для лиц православного исповедания велись в 1702 - 1918 гг., для католиков - с 1826 г., магометан - с 1828 г., лютеран - с 1832 г., евреев - с 1835 г., старообрядцев - с 1874 г. С 1918 г. ведение метрических книг было прекращено в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния", были созданы органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) при местных Советах. Старые метрические книги (до 1863 г.) подлежали сдаче в архивы, более поздние, по которым выдавались справки, хранились в органах ЗАГС.
Более подробно информация изложена в статье "Метрическая книга", помещенной в издании "Государственность России: словарь-справочник". (Кн. 6. Ч. 2. М., 2009. С. 32 - 34). Копию статьи Вы можете заказать в службе электронной доставки документов ГПИБ (открыть ссылку).
Рекомендуем Вам обратиться с запросом в Государственный архив Иркутской области (открыть ссылку).
Вопрос: Уважаемые библиографы,

прошу Вас разьяснить, какие документы были необходимы при зачисления в начальную школу в 1926 году?
Благодарю за Вашу помощь.
Ответ:
Здравствуйте!
Рекомендуем к просмотру следующее издание:
РСФСР. Главное управление социального воспитания.
Правила приема, перевода и выпуска учащихся в школах соцвоса. - М., 1928. - 18 с.
Шифр: К 24 6/114.
Порядок приема учащихся в школы изложен на С.8-9.
Вы можете заказать электронную копию нужных Вам страниц в Отделе электронной доставки документов ГПИБ (открыть ссылку).