Вопрос:
О золотом и серебряном ключах
Уважаемые сотрудники библиотеки!
Я всегда знал, что отличительный камергера при императорском российском дворе - это золотой ключ. В литературе встречается такое разъяснение:
Российский камергерский ключ в XVIII веке изготавливался из золота и крепился на золотом шнуре, а в XIX веке — из позолоченной бронзы и подвешивался на голубой ленте, подвязанной бантом. Головке ключа придавалась форма государственного герба, а бородке — форма креста. При том или ином российском императоре вид камергерского ключа претерпевал некоторые изменения. Так, в эпоху Александра I (1801 — 1825) на головке ключа, на груди двуглавого орла красовался польский герб с вензелем императора Александра I. Трубку ключа обвивала лента из лавровых листьев. В период царствования Александра III (1881 — 1894) на щитке, украшающем грудь геральдического орла, помещался вензель Александра III, а трубку ключа теперь перевивала лента из дубовых листьев. С начала века немного изменилась и длина камергерского ключа — он «подрос» со 145 до 153 мм.
Однако недавно в воспоминаниях старого большевика, относящихся к началу ХХ века, я встретил такую фразу: "Он был камергером двора, то есть старшим царским лакеем и на форменном мундире носил на голубой ленте серебряный ключ". Это меня озадачило, и я решил обратиться к Вам за помощью. Возможно, что описываемый персонаж был камергером какого-то второго сорта. Но может Вы знаете, меняли ли золото на серебро в ключах камергеров в царствовани
Ответ:
Здравствуйте!
Ваш запрос носит узкоспециальный характер и в рамках Виртуального справочного бюро, к сожалению, не может быть выполнен.