Виртуальное справочное бюро
(Государственная публичная историческая библиотека России)
всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
7345 7345 0 0 0

Просмотр запроса №6126

Запрос № 6126  |  http://vsb.shpl.ru/query_info.php?query_ID=6126  | 
Вопрос: Здравствуйте. Хотелось бы, если это возможно, узнать годы жизни Дроздова Алексея Васильевича, философа начала 19 века.
Ответ:
Здравствуйте!
Изучив источники, имеющиеся в фондах ГПИБ, по теме Вашего запроса можем сообщить следующее. Нами выявлено единственное печатное издание интересующего Вас автора:
Дроздов Алексей Васильевич. Опыт системы нравственной философии. - СПб.,1835. - VI, 78, VI с. (открыть ссылку)
В биографических и биобиблиографических словарях по философскому профилю Дроздов Алексей Васильевич, философ 19 века, не указывался и не упоминался. Предположив, что он мог быть упомянут как автор, мы обратились к следующему изданию:
Венгеров С.Ю. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. - Т.1. - Вып. 1-3 (в одном пер.): Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки (Аарон-Куликов). - СПБ., 1915. (открыть ссылку)
В приведенном издании читаем следующие данные: "Дроздов Алексей Васил., урожд. тульск. еп., маг. философ. 1835 г.". Указанный год совпадает с годом выхода единственной выявленной книги автора, на фронтисписе которой значится: "сочинение Магистра Алексея Дроздова", из чего следует, что магистерскую степень Алексей Дроздов получил именно в 1835 году.
Далее, в статье: Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии // Русская литература. - 1969. - N 3. - C. 125-146 (открыть ссылку), которая посвящена одноименному труду магистра Алексея Дроздова, читаем:
"У нас вообще не только совсем не распространено знание философии, но и самое стремление к нему едва начинает пробуждаться, и то отрывочно, недружно, какими-то порывами, без постоянства. Но тем не менее оно уже пробуждается, несмотря на отчаянные вопли профанов науки, истощающих все усилия своей "светской" диалектики против "логических построений". Особенно это стремление заметно в нашем духовенстве, которое с любовию и заметным успехом занимается этою великою наукою. Брошюрка, заглавие которой выписано в начале этой статьи, написанная духовным и изданная духовным, служит тому доказательством... Разумеется, об ней нигде ничего не было сказано, да и нам самим она попалась случайно".
Сведения, полученные из цитируемой статьи В.Г. Белинского, заставили нас обратиться к сведениям о людях духовного звания, которые жили в России на момент выхода указанного издания, интересовались нравственно-философскими проблемами и могли писать и публиковать свои труды в г. Санкт-Петербурге. Этим критериям соответствует архиепископ Афанасий, в миру Александр Васильевич Дроздов. В статье: Чувилова И.В. "Время учения и служения...": коллекционирование в среде духовенства. Два портрета // Из истории отечественного просвещения: сборник статей. - М., 2007. - С. 75-94 (открыть ссылку) читаем:
"Преосвященный Афанасий (Александр Васильевич Дроздов, 1794-1876) родился в Тульской губернии, в семье священника. Учился в Тульской семинарии, за успехи в обучении был послан в Московскую духовную академию, где в 1823 г. принял постриг, а после окончания преподавал священное писание и герменевтику, английский язык. С 1828 г. был последовательно ректором Пензенской, Костромской, Рязанской, Херсонской семинарий, настоятелем Костромского Богоявленского и Рязанского Спасского монастырей. С 1841 г. - ректор Петербургской духовной академии, епископ Винницкий (1842); с 1847 - епископ Саратовский, с 1858 - архиепископ Астраханский; окончил свои дни на покое в Астраханском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре". Затем автор приводит ряд сведений, характеризующих владыку Афанасия как человека деятельного и широко образованного: "Будучи ректором Петербургской духовной академии, предлагал провести реформу в преподавании богословских наук, однако, попав в вихрь противостояния между митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) и обер-прокурором Синода Н.А. Протасовым, был вынужден отказаться от своей идеи. Несмотря на это, он, по мнению современников, "своим авторитетом и влиянием совершенно заслонял тогдашнего митрополита Антония ( Рафальского)"... "Он пробуждал в учениках такую любовь к самообразованию, что многие из них и по вступлении в священники продолжали учиться". Во вверенных ему епархиях содействовал открытию новых духовных училищ, приобретал на собственные средства учебники для школ и всячески содействовал развитию светского и духовного образования в местах служения... Пользуясь большим уважением горожан, - "его любили дворяне за его высокий ум, за его толерантность..." - имел широкий круг общения... Главным свойством владыки Афанасия (Дроздова) современники отмечали "ученость": "Этот иерарх был ели не чудо по учености... то явление феноменальное, в своем роде исключительное...", "один из самых умных и ученых наших иерархов, замечательный лингвист, хорошо в то время знакомый с немецкою философией". Владея несколькими европейскими и "древними" языками, преосв. Афанасий прекрасно разбирался во многих отраслях науки... Еп. Никанор (Бровкович), входивший в узкий круг близких преосв. Афанасию людей, отмечал его страсть к познанию, чтению, для чего служила громадная, собранная им библиотека".
Рубрики каталога:   Философские науки. -- ;