Здравствуйте!
По теме Вашего запроса было просмотрено значительное количество изданий, которые могли быть в той или иной степени полезными в поиске интересующей Вас информации. Основным печатным источником сведений личного характера среди дореволюционных изданий являются Памятные книжки губерний, в Вашем случае Витебской губернии. Нам удалось обнаружить следующие сведения, относящиеся к фамилии Гаус в разделе "Алфавитный поуездный список землевладельцам Витебской губернии с показанием их вероисповедания, наименования и пространства принадлежащих им имений" - "Гаус, Елисавета. Л. [лютеранское]. Юдино. 172":
Памятная книжка Витебской губернии. ...на 1878 год. - Витебск, 1878. - С. 263 (
открыть ссылку)
В своем поиске мы ориентировались на годы строительства железной дороги в Витебской губернии (Динабурго-Витебской и Орловско-Витебской железных дорог), указанные в Вашем запросе, сформулированном так, что сведения о В. Гаусе (Хаусе) должны касаться его профессиональной деятельности как подрядчика. Если Вас интересуют сведения о Вильгельме (Вильяме) Гаусе иного свойства и другого периода, Вы можете самостоятельно ознакомиться с содержанием подобных справочников за другие годы, а также обратиться к поиску сведений о персоне в архивы регионов, с которыми была связана его жизнь и деятельность.
Еще одним источником информации из опубликованных дореволюционных изданий может послужить издание, на указанных страницах которого приводятся материалы, в которых отражена хозяйственная деятельность выше приведенных железных дорог:
Пенкина З. М. Библиографические материалы по железнодорожному делу: систематический сборник книг, брошюр, статей и документов, касающихся железнодорожного дела и напечатанных в России за период 1876 - 1883 г. - СПб., 1888. - С. 23, 88, 114, 127, 191, 201, 213 (
открыть ссылку)
Ряд исторических сведений об Управлении Рижско-Орловской железной дороги, в состав которой входили обе указанные выше ветки, проходящие через г. Витебск, приведены в издании:
Витебская губерния: государственные, религиозные и общественные учреждения (1802-1917). - Минск, 2009. - С. 273-275 (
открыть ссылку). В частности, там сказано, что "согласно Положению от 19 марта 1863 г. разрешение на строительство железнодорожной линии от Динабурга до Витебска... получили лондонские банкиры Фрюлинг и Гсаен... 17 декабря 1865 г. концессию на строительство линии от Витебска до Орла получил англичанин барон Самуил Пути". В конце статьи, посвященной Управлению, указаны источники приводимых сведений (Полное собрание законов Российской империи: том, номер закона в реестре; Национальный исторический архив Беларуси: фонд, опись, дело, листы).
Ценным источником о публикациях личного характера является многотомное издание, которое мы приведем в виде тома, содержащего информацию по теме:
История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. - Т. 3. Ч. 1: 1857-1894. - М., 1979. - С. 124. - № 691 (
открыть ссылку). Под приведенным номером указано издание, в котором описано "открытие динабургского участка Петербургско-Варшавской и Орловско-Витебской железных дорог... Железнодорожное строительство и отношение к нему местного населения":
Роткирх В. А. Воспоминания Теобальда. - Ч. 5: Воспоминания общие. - Вильна, 1890. - С. 67-138 (
открыть ссылку)
В конце приведем издания, которые помогут Вам сориентироваться в поиске архивной информации, в которой могут содержаться сведения об интересующей Вас персоне как подрядчике на строительстве железных дорог:
- Фонды Национального исторического архива Беларуси: справочник. - Минск, 2006. - С. 127 (Управление Риго-Орловской железной дороги, г. Витебск) (
открыть ссылку),
- Национальный исторический архив Беларуси: путеводитель по фондам. - Минск, 2022. - С. 322-323 (Риго-Орловская железная дорога) (
открыть ссылку)
Вы можете заказать копии интересующих Вас страниц изданий в службе электронной доставки документов нашей библиотеки по адресу: edd@shpl. ru. Обращаем Ваше внимание, что услуги по копированию платные.